Включите голову 10.04.2024
Правда ли, что все болезни от нервов? И если это так, то получается, к неврологу надо обращаться с любой медицинской проблемой? Как ни странно, это близко к истине. В советское время в медицинских учреждениях повсеместно употреблялся термин «невропатолог». В 90-е годы он трансформировался в «невролог» и остался таковым до настоящего времени. Невролог — врач, к которому пациенты обращаются для диагностики, лечения и профилактики заболеваний центральной и периферической нервной системы. Обо всем этом наш разговор с врачом высшей категории, канд. мед. наук Любовью Викторовной Слукиной- неврологом и врачом ультразвуковой диагностики Детской городской поликлиники №13 г. Екатеринбурга. Любовь Викторовна родом из Первоуральска, папа – энергетик, мама – учитель физики, только тетя была врачом-рентгенологом. И она захотела стать врачом. Во время учебы работала санитаркой в хирургическом отделении ГКБ СМП , потом медсестрой, так что прошла все ступени. Позже защитила кандидатскую диссертацию по теме «Неорганический энурез. Профилактика, диагностика, лечение», связав его с такими заболеваниями, как тики, заикание, ГДС с нарушением внимания и поведения, при которых тоже страдают подкорковые структуры. Относя их к малой форме эпи- эквивалентов, малой формы эпилепсии, Любовь Викторовна отработала единые схемы лечения этих заболеваний.
-С какими проблемами к вам приходят сегодня на прием?
-С самыми разными. В последнее время, к сожалению, отмечается тенденция к росту заболеваний неврологического характера у детей. Когда приходят они с родителями, я иногда показываю им модель черепа, мозг с его правым и левым полушарием, подкорковыми структурами, рассказываю о взаимосвязи между этими полушариями и нижележащими подкорковыми структурами, которые сегодня у детей очень слабые и часто несформированные. Влияют на это экология, компьютерная зависимость, гиподинамия, поэтому дети сегодня очень ранимые, очень впечатлительные и процентов 20, наверное, приходят с неконтролируемыми навязчивыми движениями, тиками, ГДМ с нарушениями внимания и поведения, заиканиями. Основные причины возникновения такого синдрома у ребенка — это влияние на его психоэмоциональное состояние негативной и неблагоприятной атмосферы в школе или дома. Кроме того, он может появиться у ребенка в результате слишком частых переутомлений, перенесенной сильной психологической травмы. Ведь в современном мире дети подвергаются не меньшему, если не большему воздействию зачастую не слишком дружелюбной внешней среды. У подростков чаще всего — это вегето-сосудистая дистония, неустойчивость и ранимость нервной системы. Многие дети неусидчивы, им трудно просидеть 45 минут на уроке, у них постоянно меняется настроение. Я понимаю, что родители много работают и сами устают, им порой некогда общаться с детьми, кто-то просто дает телефон, чтобы не отвлекал и занимался сам. Нет времени отвести ребенка куда-то на кружок или спорт. И это проблема многих.
Частенько приходят на прием дети с очень высоким интеллектом, они жалуются, что их не принимают в классе, они чувствуют себя «белыми воронами», у них почти нет друзей. И им самим неинтересно со сверстниками. Как преодолеть эту изолированность, как найти друзей, это мы все обсуждаем и находим варианты выхода из таких ситуаций.
— Очень часто стали говорить о детях — аутистах. Появился даже такой день -2 апреля – Всемирный день информирования об аутизме. Таких людей стало больше?
— Аутизм – это психическое расстройство, связанное с нарушением развития, его лечат психиатры, параллельно они наблюдаются у психологов и неврологов. Дети-аутисты живут в собственном мире и избегают привычного для всех общения. Считается, что аутисты по-другому воспринимают информацию из внешнего мира. Среди них много людей с феноменальными математическими способностями. Причины аутизма до конца не изучены. Аутизм трудно сразу диагностировать, это такое пограничное состояние порой между неврозом и депрессией, и очень трудно этот барьер уловить. Есть такое понятие- избирательный аутизм, то есть ребенок может разговаривать с родителями, с какими-то любимыми друзьями и приятелями, а с тем, кто не нравится, не общается.
— Я читала, что риск рождения ребенка с аутизмом значительно возрастает, если ребенок зачат в позднем возрасте (при этом особенно важен возраст отца), в роду были родственники с синдромами аутизма, мама во время беременности перенесла краснуху. Как считаете, все перечисленное можно считать факторами риска?
— Да, это факторы риска. В то же время влияют и внешние факторы, такие как экология. Оказывают влияние, конечно, здоровье матери и наследственные факторы. Болезни поддаются коррекции, главное, здесь нужна последовательность и настойчивость родителей. Жизнь изменилась не только у нас, но и во всем мире, стало больше агрессии, жестокости, злости и тревожности. И этому, на мой взгляд, может противостоять старшее поколение, ведь у детей, близких с бабушками и дедушками, меньше поведенческих проблем. Они лучше справляются с травматическим жизненным опытом. Бабушка и дедушка могут обеспечить внукам чувство безопасности, которое помогает пройти через все сложности. Рассказы бабушки о том, какими были мама или папа ребенка в его возрасте и с какими проблемами сталкивались, помогают детям пережить их собственные невзгоды. Ученые выявили связь между общением детей с родными старшего возраста и более низким уровнем депрессии у всех членов семьи.
-Сегодня много говорят о постковидных состояниях, вам тоже они встречаются?
-Да, ученые сейчас начали вести исследования, потому что много людей страдают именно от последствий перенесённых инфекций. Мы это видим, у людей, когда-то совершенно здоровых, после короновирусной инфекции начинается гипертоническая болезнь, дисциркуляторная энцефалопатия — нарушение работы головного мозга, формирующееся на фоне недостаточного кровоснабжения органа. Появляются панические атаки, депрессии, деменция. К сожалению, механизм развития вызываемых нарушений до конца не изучен, но медики склонны к одному — наиболее тяжелое течение болезни и постинфекционные осложнения наблюдаются у пациентов, имеющих неврологические патологии в анамнезе.
— Вы еще врач ультразвуковой диагностики, помогают ли в вашей работе эти знания?
-Конечно. Для нормальной работы клеток головного мозга их нужно обеспечить кислородом и всеми необходимыми питательными веществами. Они доставляются к мозгу вместе с кровью по сонным и позвоночным артериям. Любое, даже самое незначительное нарушение кровоснабжения мозга способно привести к большим неврологическим проблемам. Транскраниальная допплерография головного мозга- это ультразвуковой метод проверки функционирования артерий и вен головного мозга, скорости кровотока и пропускной способности сосудов, один из высокоточных, эффективных методов диагностики. Исследование позволяет оценить качественные характеристики притока и оттока крови, а также обнаружить препятствия на пути кровотока и признаки повышенного давления. Во время процедуры исследование проводится в области головы и шеи. Я вижу мозг человека изнутри, допплерография дает возможность увидеть строение стенки сосудов, оценить риск развития тромбоза или формирования атеросклеротической бляшки, а в случае наличия какого-либо заболевания прогнозировать риск развития осложнений у пациента. Исследование также показывает картину стеноза или нарушения естественного хода сосуда. У меня уже большой опыт в этой области, я выяснила для себя, что определённая группа людей отличается по мозгу, например, у человека, который занимается интеллектуальной деятельностью, мы видим в левом полушарии прекрасное кровоснабжение, если это творческий человек, у него больше развито правое полушарие. Я многое могу рассказать о человеке после проведенного исследования. У нас в поликлинике есть прекрасный реабилитационный центр и дневной стационар, где многие проблемы помогают решить.
В некоторых странах транскраниальная допплерография поставлена на поток, там ее используют, например, когда помогают детям определиться, куда им пойти учиться -в гуманитарии или в математики. Они ставят на определенные сосудистые бассейны датчик и смотрят, в каком центре больше развита сосудистая сеть и как она реагирует на функциональные пробы, какое полушарие развито больше. Также это исследование могут применять при приеме человека на работу. Исследование многофункционально.
— Как вы думаете, чего не хватает сегодня многим людям?
-Какого-то хобби, увлеченности чем-то. Найти себя в чем-то еще необычном. Я, например, пою. Однажды меня позвала подруга на день рождения в кафе. Там звучала музыка, и нам предложили что-нибудь спеть. Это было три года тому назад. Я никогда до этого не пела, мне говорили, что у меня низкий, хрипловатый голос, а тут я взяла микрофон, и с этого момента поняла — это мое! Мне посоветовали пойти учиться вокалу к специалисту, я сходила, там мне сказали -вы никогда не будете петь, потому что у вас челюстно-лицевая система для этого не приспособлена. Я посмотрела на себя в зеркало, сказала себе- да вроде ничего, и запела. Сейчас благодарна этой девушке, которая на мне попыталась поставить крест, когда на меня идет напор, я всегда все делаю наоборот.
Сейчас я участвую в различных конкурсах и получаю даже награды. Я не знала ни английский язык, ни французский, ни немецкий, ни итальянский, ни абхазский, а пою на всех языках. Выбираю песню просто-нравится или не нравится, захватит песня меня или нет и выучиваю. Есть такая «музыческая память»- язык запоминается только в музыке. Недавно на международном конкурсе «Lime Fest» я стала лауреатом I степени, там пела песню Unchаin my hеart. Пение мне дает такой заряд, это один из самых доступных способов снятия стресса и получения энергии. Пение помогает заземлиться, вернуться в состояние «здесь и сейчас», снять тревожность, развивает и усиливает харизму. Я полюбила сцену, ведь пение даёт еще неповторимое чувство внутренней свободы.
А еще я люблю рисовать, мне нужна одна ночь, пока картина в голове, я её рисую. За два года я нарисовала 136 картин. Дарю их хорошим людям. Я смеюсь, если мне говорят, что у меня тени от деревьев падают в разные стороны, я так вижу и представляю. Это мой лес. Включайте голову, творите, и вы увидите, как изменитесь сами и мир вокруг.
Мозг человека и творчество неразрывно связаны. Творческий подход как раз подпитывает кору головного мозга. Занятия творчеством развивают нейронные сети мозга. Если мы поём, танцуем или рисуем, вышиваем или лепим из глины, активизируются те участки мозга, которые при рутинной деятельности «спят». В этот момент усиливается взаимодействие между разными участками мозга. Постоянно тренируясь, мозг создает и закрепляет новые нейронные сети между разными участками, так мы становимся умнее. Наши когнитивные способности – память, мышление – развиваются. А после 45 минут занятий творчеством значительно снижается уровень кортизола – гормона, чьё высокое содержание повышает чувство тревоги и стресс. Так что включаем голову и меняем все вокруг!
Статья от Марины Старостиной