Показатели нервно-психического развития детей 26.11.2013
Критерии нервно–психического развития детей раннего возраста
Возраст | А зр. | А сл. | Эмоции | До | Др | Ра | Рп | Навыки | Воспитание |
1 мес. | Фиксирует взгляд на ярких предметах, плавно следит за движущимся предметом | Прислушивается к голосу взрослого, к звуку игрушки | Первая улыбка в ответ на разговор взрослого | Пытается поднять и удерживать голову лежа на животе | * | * | * | * | Выкладывать на живот между кормлениями до появления признаков усталости. Игрушки подвешивать на 50–70см |
2 мес. | Длительно следит глазами за двигающимся предметом. Рассматривает неподвижный предмет | Ищет источник длительного звука поворотом головы | Быстро отвечает улыбкой при общении | Хорошо держит голову лежа на животе | * | Гортанные звуки | * | * | Передвигать игрушки, разговаривать с ребенком |
3 мес. | Зрительное сосредоточение на неподвижном предмете в вертикальном положении | Поворачивает голову в сторону голоса взрослого | Комплекс «оживления» в ответ на общение | Опирается на предплечья лежа на животе высоко подняв голову. Хорошо держит голову в вертикальном положении | Случайно наталкивается рукой на подвешенную игрушку | Гуление | * | * | Подвешивание игрушки на вытянутую руку |
4 мес. | Узнаёт мать, радуется при её виде | Находит глазами невидимый источник звука | Громко смеется при общении со взрослым | Поворачивается со спины на живот. Упирается полусогнутыми ногами о твердую поверхность (с 3–х мес.) | Захватывает низко висящую над грудью игрушку | Гуление. | * | При кормлении придерживает грудь матери или бутылочку | Помощь ребенку в развитии захватывающих движений |
5 мес. | Различает близких от чужих | Узнает голос матери.Различает строгий и ласковый тон | * | Долго лежит на животе, опираясь на ладони вытянутых рук, переворачивается со спины на живот, ровно устойчиво стоит при поддержке под мышки | Берет игрушку из рук взрослого | Подолгу певуче гулит | * | то же | Матери необходимо разговаривать с ребенком лицо в лицо |
6 мес. | * | По разному реагирует на своё и чужое имя | * | Переворачивается с живота на спину, передвигается, переставляя ручки или подползая | Перекладывает в руках игрушку, берет еe из разных положений | Произносит отдельные слоги | * | Ест пищу с ложки, снимая её губами | Необходимо кормить с ложки, разговаривать, разнообразить игрушки |
7 мес. | * | * | * | Хорошо ползает в различном направлении | Стучит, размахивает игрушкой, перекладывает, бросает ее | Лепет. Повторно произносит слоги | На вопрос “где?” находит взглядом предмет на постоянном месте: например, часы, куклу | Хорошо ест с ложки, пьет из чашки, которую держит взрослый | Игрушки должны быть звучащими. Кормить необходимо с ложки, поить с чашки |
8 мес. | * | * | * | Сам садится сидит и ложится, держась за барьер сам встает, стоит и опускается, переступает | Простое подражание в игре: стучит, катает | Громко, четко и повторно произносит слоги. | Находит 2–3 предмета, выполняет разученные ранее действия, например, “ладушки”, “дай ручку” | Сам держит и ест корочку хлеба | Необходимо разговаривать, играя с ребенком |
9 мес. | * | Под музыку совершает плясовые движения | * | Ходит, держась за опору | Игрушками занимается долго и разнообразно. С предметами действует в зависимости от их свойств | Подражая взрослому, повторяет слоги, которые уже есть в его лепете | Находит предмет, независимо от его местонахождения. Знает свое имя | Пьет из чашки, держа руками, спокойно садится на горшок | Разговаривать и обучать игре с игрушками, высаживать на горшок |
10 мес. | * | * | * | Идет вперед при поддержке за обе руки, способен влезть на низкую поверхность и сойти | Самостоятельно и по просьбе взрослого выполняет разученные действия с предметами | Повторяет за взрослыми новые слоги | По просьбе “дай?” находит и дает знакомые предметы, выполняет разученные действия и движения | Закрепляются умения, приобретенные в 9 месяцев | Закрепление навыков, приобретенных ранее. |
11 мес. | * | * | * | Самостоятельно стоит, делает первые шаги | Накладывает кубик на кубик, правильно собирает пирамидку | Произносит первые упрощенные слова «кис–кис», «ав–ав» | Первые обобщения: куклы, кубики, мячи | То же | Ребенку необходим максимум о6щения. |
12мес. | Узнает знакомого взрослого на фотографии | * | * | Ходит самостоятельно | Выполняет действия, заученные ранее, играя с игрушками. Начало сложной игры: водит, кормит куклу | Произносит до 6–10 облегченных слов, повторяет новые слова | Понимает без показа названия нескольких предметов, понимает слово нельзя, выполняет отдельные поручения | Сам пьет из чашки | То же |
Примечание: * – нет критериев оценки
ПОКАЗАТЕЛИ НЕРВНО– ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 2 – го ГОДА ЖИЗНИ
Возраст |
Развитие речи |
Сенсорное развитие |
Игра и действия с предметами |
Движения |
Навыки |
|
понимание речи |
активная речь |
|||||
1 год 1 мес. – 1 год 3 мес. |
Запас понимаемых слов быстро расширяется |
Пользуется лепетом и отдельными словами в момент двигательной активности, удивления и радости |
Ориентируется в 2 контрастных величинах предметов (типа кубов) с разницей в 3 см |
Воспроизводит в игpe действия с предметами, ранее изученными. Кормит куклу, нанизывает кольцa на стержень |
Ходит длительно не присаживаясь, меняет положения (приседает, наклоняется, поворачивается, пятится) |
Самостоятельно ест густую пищу ложкой |
1 год 4 мес. – 1 год 6 мес. |
Отбирает предмет по существенным признакам (2 одинаковых по значению, но разных по цвету или величине) |
Словами, облегченными («би–би”) и произнесенными правильно (машина), называет предметы и действия в момент сильной заинтересованности |
Ориентируется в 4 контрастных формах предметов (шар, куб, кирпичик, призма) |
Отображает в игре отдельные наблюдательные действия |
Перешагивает через препятствие приставным шагом |
Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой |
1 год 7 мес. – 1 год 9мес. |
Понимает несложный рассказ по сюжетной картинке, отвечает на вопросы взрослого |
Во время игры словами и 2 словными предложениями обозначает свои действия |
Ориентируется в 3 контрастных величинах предметов (типа кубиков) с разницей в 3 см |
Воспроизводит несложные сюжетные постройки перекрытия типа «ворот’, «скамейки», «дома» |
Перешагивает приставным шагом 3 палки на расстоянии 18–20 см, перешагивает через палку или веревку, приподнятую от земли на 5 см. Ходит по поверхности шириной 15–20 м, на высоте 15–20 см от пола |
Частично снимает одежду с небольшой помощью взрослого (трусы, ботинки, шапку)
|
1 год 10 мес. – 2 года |
Понимает рассказ 6eз показа о событиях, бывших в опыте ребенка |
При общении со взрослыми пользуется 3–сложными предложениями употребляя прилагательные и местоимения |
Подбирает по образцу и слову 3 контрастных цвета |
В игре воспроизводит ряд логически связанных и последовательных действий (начало сюжетной игры) |
Перешагивает чередующимся шагом 3 палки (расстояние между ними 18 – 20 см), перешагивает через палку или веревку, приподнятую от земли на 10см |
Частично надевает одежду (ботинки, шапку) |
ПОКАЗАТЕЛИ НЕРВНО – ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 3 – го ГОДА ЖИЗНИ
Возраст
|
Активная речь
|
Сенсорное развитие |
Сюжетная игра |
Навыки
|
Движения |
||
Грамматика |
Вопросы |
Восприятие цвета |
В одевании |
В кормлении |
|||
2 года – 2 г. 6 мес. |
Говорит многословными предложениями (более 3 слов) |
«где?», «куда?» |
Подбирает по образцу разнообразные предметы 4 основных цветов |
Игра носит сюжетный характер. Ребенок отражает взаимосвязь и последовательность действий (2–3) |
Полностью одевается, но еще не умеет застегивать пуговицы, завязывать шнурки |
Ест аккуратно |
Перешагивает через палку, приподнятую от земли на 15 см, ходит по горизонтальной поверхности шириной 15–20 см на высоте от пола 20–28 см
|
2 года 7 мес – 3 года |
Начинает употреблять сложные придаточные предложения |
«когда?» «почему?» |
Называет 4 основных цвета |
Появляются элементы ролевой игры |
Одевается самостоятельно, может застегивать пуговицы, завязывать шнурки с небольшой помощью взрослого |
Пользуется салфеткой по мере надобности без напоминания |
Перешагивает через палку, приподнятую от земли на 20 см, ходит по горизонтальной поверхности шириной 15–20 см на высоте от пола 30–36 см |
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА
НЕРВНО — ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 4 – 6 ЛЕТ
Показатели развития |
Соответствует норме |
С отклонениями |
4 г о д а |
||
I. Мышление и речь.
Специальные задания |
Умеет группировать предметы по классам: мебель, посуда, одежда, животные, птица и др. | Группирует предметы по несущественному признаку: например, по цвету |
II. Моторика.
Специальные Задания |
Общая: умеет подпрыгивать одновременно на двух ногах, на месте и продвигаясь вперед. Тонкая: всегда или иногда застегивает пуговицы самостоятельно. Всегда или иногда самостоятельно завязывает шнурки | Не умеет подпрыгивать на месте и, продвигаясь вперед, отталкивается одной ногой или не отрывается от пола. Никогда не застегивает пуговицы и не завязывает шнурки самостоятельно |
Ш. Внимание и память.
Специальные Задания |
Внимателен, собран. Стихи, соответствующие возрасту, запоминает быстро, прочно, или медленно после многих повторений, но в целом успешно | Рассеян, невнимателен, часто «отключается». С трудом и непрочно запоминает стихи |
IV. Социальные контакты.
Наблюдение, опрос. |
Умеет играть с другими детьми, не ссорясь и соблюдая правила игры | Часто ссорится с детьми, обижается, дерется. Избегает других детей, любит играть в одиночестве. Не имеет друзей в детском саду, во дворе |
V. Психическое здоровье
(опрос) |
Без отклонений | Наличие отклонений соматовегетативного, эмоционального, психомоторного характера |
5 л е т |
||
1. Мышление и речь.
Специальные задания |
Умеет составить по картинке
рассказ из нескольких предложений. Правильно отвечает на вопрос, как герой подал в данную ситуацию |
Составляя рассказ, не может ответить на вопрос, как герой попал в данную ситуацию. Не понимает смысла картинки, перечисляя действия героя вместо пересказа сюжета |
2.Моторика.
Специальные задания |
Умеет прыгать на месте на одной ноге и продвигаясь вперед. Одевается и раздевается полностью самостоятельно всегда или почти всегда | Не умеет прыгать на одной ноге. Никогда полностью не одевается и не раздевается самостоятельно или делает это очень редко |
3.Внимание и
память. Специальные задания |
Внимателен, собран. Стихи, соответствующие возрасту,
запоминает быстро, прочно или медленно, после многих повторения, но, в целом, успешно |
Рассеян, невнимателен, часто отвлекается, отключается. С трудом и непрочно запоминает стихи |
4.Социальные
контакты Наблюдение, опрос. |
Умеет играть с другими детьми, не
ссорясь, соблюдая правила игры |
Часто ссорится с детьми, обижается, дерется. Избегает других детей, любит играть в одиночестве. Не имеет друзей в детском саду, во дворе |
(опрос) |
Без отклонений | Наличие отклонений соматовегетативного, эмоционального, психомоторного характера |
6 л е т |
||
1.Мышление и речь.
Специальные задания |
Умеет составить по картинке
рассказ и с развитием сюжета, отразив в нем события прошлого, настоящего и будущего |
При рассказе сюжета не может ответить на вопрос, как герой попал в данную ситуацию, чем все завершится |
2. Моторика.
Специальные задания |
Общая: умеет прыгать в длину с места с результатом не менее 70 см. Ручная: умеет аккуратно закрасить круг диаметром 2 см не более чем за 70 сек. |
Не умеет прыгать в длину с места или показывает результат менее 70 см. Неаккуратно закрашивает круг (часто и грубо пересекает линию, много больших пробелов) или тратит на это более 70 сек. |
3.Внимаиие и
память. Специальные задания. |
Внимателен, собран. Стихи, соответствующие возрасту, запоминает быстро, прочно или медленно, после многих повторений, но в целом успешно | Рассеян, невнимателен, часто отвлекается, «отключается”. С трудом и непрочно запоминает стихи |
4.Социальные
контакты. Наблюдение, опрос |
Умеет играть с другими детьми, не ссорясь, соблюдая правила игры | Часто ссорится с детьми, обижается, дерется. Избегает других детей, любит играть в одиночестве. Не имеет друзей в детском саду, во дворе |
5.Психическое
здоровье (опрос) |
Без отклонений |
Наличие отклонений соматовегетативного, эмоционального, психомоторного характера |